12 Махди

Ас саламу алейкум! В интернете на английском языке нашли хадис из книги «Камаль уд дин шейха Садука»:

56 — Narrated to us Ali bin Ahmad bin Muhammad bin Imran al-Daqqaq: Narrated to us Muhammad bin Abi Abdullah Kufi: Narrated to us Musa bin Imran Nakahi from his uncle Husain bin Yazid Naufali from Ali bin Abi Hamza from Abi Baseer that he said:

I said to as Sadiq Ja’far bin Muhammad (a.s.): O son of Allah’s Messenger, I have heard from your father that he said: “There will twelve Mahdis after the Qaim?” Imam (a.s.) said: “He has said twelve Mahdis not twelve Imams. They shall be our Shias who would call the people towards our Wilayat (guardianship) and Marefat (recognition) of our rights.”

В этом хадисе упоминается о 12-ти Махди после имама Махди, аджалаллаху фараджаху. Насколько достоверен этот хадис? Некоторые противники имамитов толкуют этот хадис так, что якобы 12 халифов, которые будут править до Судного Дня и есть эти 12 Махди. Как можно ответить им? Помогите разобраться с этими вопросами. Да убережет вас Аллах!

Старец الشيخ Спросил 28.09.2016 в Имамат.
Добавить комментарий

Ва алейкума салам.

    1. Шейх Муфид (ра) об этом хадисе:وليس بعد دولة القائم عليه السلام لأحد دولة إلا ما جاءت به الرواية من قيام ولده إن شاء الله ذلك، ولم ترد به على القطع والثبات، وأكثر الروايات أنه لن يمضي مهدي هذه الأمة عليه السلام إلا قبل القيامة بأربعين يوما

      После государства Каима (мир ему) не будет никакого государства. Но в одном реваяте говорится о том, что сыновья Имама (мир ему) будут править после него. Однако [этот хадис] не корректен и не достоверен, и множество реваятов говорят о том, что через 40 дней после смерти Махди (мир ему) наступит Судный День. 

      «аль-Иршад», 2/387

    2. Тоже самое писал Шейх Табарси (ра) в своей книге «Илямул Вара», стр. 449-450
    3. Шейх Зейнуддин аль-Амули (ра):

      ليس بعد دولة القائم عليه السلام دولة واردة إلا في رواية شاذة من قيام أولاده من بعده

      Не будет государства после государства Каима (мир ему). Только в шазз (единичном) реваяте говорится об обратном.

      «ас-Сиратуль Мустаким», 2/254

    4. Шейхуль-Ислам Алламе Маджлиси (ра) после этих реваятов писал:بيان: هذه الأخبار مخالفة للمشهور
      Эти хабары противоречат известным реваятам

      «Бихаруль-Анвар», 53/149

    5. Шейх Хурр аль-Амули (ра):وأمّا أحاديث الاثني عشر بعد الاثني عشر (١) ، فلا يخفى أنّها غير موجبة للقطع واليقين لندورها وقلّتها ، وكثرة معارضتها (٢) كما أشرنا إلى بعضه ، وقد تواترت الأحاديث بأنّ الأئمّة اثني عشر ، وأنّ دولتهم ممتدّة (٣) إلى يوم القيامة ، وأنّ الثاني عشر خاتم الأوصياء والأئمّة والخلفاء (٤) ، وأنّ الأئمّة من ولد الحسين إلى يوم القيامة ، ونحو ذلك من العبارات ، فلو كان يجب الإقرار علينا (٥) بإمامة اثني عشر بعدهم ، لوصل إلينا نصوص متواترة تقاوم تلك النصوص ، لينظر في الجمع بينهما.

      Но что касается хадисов, что после 12-го (имама) будут еще 12 (Махди), не секрет, что они являются слабыми и не принимаются всерьёз из-за того, что они противоречат более сильным и распространённым хадисам. И хадисов о том, что имамов 12 — мутаваттир. Их государства будут до наступления Судного Дня; и 12-й из них — последний из преемников и халифов; имамы из рода Хусейна (мир ему) и тд. Если после наших имамов вера в имамат ещё двенадцати людей было бы важным, то об этом до нас должны были бы дойти мутаваттир хадисы.

      «Рисаля ар-Раджах», стр. 401

Наставник الأستاذ Ответил 28.09.2016.
Добавить комментарий

Уа алейкумас салам!

Во-первых, в этих хадисах говорится, что они будут после Имама Махди (а) и уподоблены ему.  А для сохранения величия ислама тот, кому уподобляются достойнее, чем подобия. Таким образом, получается 13 махди, а не 12, и, как следствие, эти предания не могут быть толкованием хадиса о 12 халифах.

Во-вторых, многие передатчики этих хадисов являются неизвестными (маджул), или вовсе не упомянуты в книгах по риджалу. Некоторые из них подозреваются в суннизме, а некоторые другие являются таковыми, при изучении этих хадисов мне показалось, что эти хадисы передаются только через суннитов.

Давайте попробуем разобрать эти хадисы:

Первый хадис: Хадис из Гайба Шейха Туси (ра), который дважды привел в Бихар Аль-Анваре (36 том, стр. 261 и том 53, стр. 147) Алламе Маджлиси:

٨١ ـ غط : جماعة عن البزوفري علي بن سنان الموصلي العدل ، عن علي بن الحسين ، عن أحمد بن محمد بن الخليل ، عن جعفر بن أحمد المصري ، عن عمه الحسن بن علي ، عن أبيه : عن أبي عبدالله جعفر بن محمد ، عن أبيه الباقر ، عن أبيه ذي الثفنات [٥] سيد العابدين ، عن أبيه الحسين الزكي  

الشهيد ، عن أبيه أمير المؤمنين : قال : قال رسول الله 9 في الليلة التي كانت فيها وفاته لعلي 7 يا أبا الحسن أحضر صحيفة

ودواة ، فأملا رسول الله 9 وصيته حتى انتهى إلى هذا الموضع ، فقال : يا علي إنه سيكون بعدي اثنا عشر إماما ومن بعدهم اثنا عشر مهديا ، فأنت يا علي أول الاثني عشر الامام ، سماك الله في السماء [١] عليا المرتضى وأمير المؤمنين والصديق الاكبر والفاروق الاعظم والمأمون والمهدي ، فلا يصلح هذه الاسماء لاحد غيرك.

يا علي أنت وصيي على أهل بيتي حيهم وميتهم وعلى نسائي : فمن ثبتها لقيتني غدا ، ومن طلقتها فأنا بري منها ، لم ترني ولم أرها في عرصة القيامة ، وأنت خليفتي على امتي من بعدي ، فإذا حضرتك الوفاة فسلمها إلى ابني الحسن البر الوصول [٢] ، فإذا حضرته الوفاة فليسلمها إلى ابني الحسين الشهيد الزكي المقتول ، فإذا حضرته الوفاة فليسلمها إلى ابنه سيد العابدين ذي الثفنات علي ، فإذا حضرته الوفاة فليسلمها إلى ابنه محمد باقر العلم ، فإذا حضرته الوفاة فليسلمها إلى ابنه جعفر الصادق ، فإذا حضرته الوفاة فليسلمها إلى ابنه موسى الكاظم فإذا حضرته الوفاة فليسلمها إلى ابنه علي الرضا فإذا حضرته الوفاة فليسلمها إلى ابنه محمد الثقة التقي فإذا حضرته الوفاة فليسلمها إلى ابنه علي الناصح فإذا حضرته الوفاة فليسلمها إلى ابنه الحسن الفاضل ، فإذا حضرته الوفاة فليسلمها إلى ابنه « محمد » المستحفظ من آل محمد ، فذلك اثنا عشر إماما ، ثم يكون من بعده اثنا عشر مهديا فليسلمها [٣] إلى ابنه أول المقربين ، له ثلاثة أسامي كاسمي و اسم أبي وهو عبدالله وأحمد والاسم الثالث المهدي ، هو أول المؤمنين

Согласно этому преданию Пророк (с), обращаясь к Имаму Али (а), говорит: «после меня дубет 12 имамов, а после них 12 махди».

Данное предание дошло до нас только по этой цепочке передатчиков в Аль-Гайбе Шейха.

Один из передатчиков (Али Ибн Санан Аль-Мовсули Аль-Адль) неизвестен, есть предположение, что он был одним из ученых из людей толпы:

ثم إنّ كلمة العدل على مايظهر من ذكرها في مشايخ الصدوق : قدّس سرّه : كان يوصف بها بعض علماء العامّة، فلايبعد أن يكون الرجل من العامّة 

Сеййид Хои, Муджамур риджал, номер 8194.

Данное предположение подтверждается и тем, что сам Шейх привел этот хадис в числе хадисов переданных от суннитов. А Хурр Аль-Амули сказал об этом хадисе:

وروى الشيخ في كتاب « الغيبة » ـ في جملة الأحاديث التي رواها من طرق العامّة

«Шейх (Туси) передал в своей книге Аль-Гайба — в числе хадисов переданных от передатчиков из людей толпы…»

Аль-Иказ, том 1, 395

А на 403 странице пишет:

ولا يخفى أنّ الحديث المنقول أوّلاً من كتاب « الغيبة » من طرق العامّة ، فلا حجّة فيه في هذا المعنى

То есть, этот хадис передан от людей толпы и не может быть доводом в этом (то есть, в вопросах, которые не подтверждены хадисами от заслуживающих доверия передатчиков).

Помимо этого, про этого человека ничего неизвестно, то есть, он является неизвестным (маджхул), про него в книгах по риджалу не сказано ничего хорошего и ничего плохого. Единственное, что о нем могли написать авторы книг по риджалу, так это то, что о нем в своей книге Аль-Гайба упомянул Шейх.

Еще один передатчик: Джаафа Ибн Ахмад Аль-Мисри вообще не упомянут в книгах по риджалу (мухмал).

Имеются и другие недостатки в цепочке передатчиков, но, думаю, нет нужды упоминать об этом.

Вывод: хадис слабый — в цепочке имеются люди (как минимум двое), которые вообще не были упомянуты в книгах по риджалу или были упомянуты, но остались неизвестными, которые, к тому же, подозреваются в суннизме.

Хадис второй: Этот хадис привел Шейх Садук в нескольких местах своей книги Камал Ад-Дин:

Первый:

حدّثنا عليُّ بن أحمد رضي‌الله‌عنه قال : حدّثنا محمّد بن أبي عبد الله الكوفيُّ قال : حدّثنا موسى بن عمران النخعيُّ ، عن الحسين بن يزيد النوفليِّ ، عن أبي إبراهيم الكوفيِّ قال : دخلت على أبي عبد الله عليه‌السلام فكنت عنده إذ دخل عليه أبو الحسن موسى ابن جعفرعليهما‌السلام وهو غلام فقمت إليه وقبّلت رأسه وجلست فقال لي أبو عبد الله عليه‌السلام : يا أبا إبراهيم أما إنَّه صاحبك من بعدي ، أما ليهلكنَّ فيه أقوام ويسعد آخرون ، فلعن الله قاتله ، وضاعف على روحه العذاب ، أما ليخرجنَّ الله عزَّ وجلَّ من صلبه خير أهل الأرض في زمانه بعد عجائب تمر به حسداً له ، ولكن الله تعالى بالغ أمره ولو كره المشركون يخرج الله تبارك وتعالى من صلبه تكملة اثني عشر مهديّاً ، واختصّهم الله بكرامته وأحلّهم دار قدسه ، المنتظر للثاني عشر كالشاهر سيفه بين يدي رسول الله صلى‌الله‌عليه‌وآله يذبُّ عنه. فدخل رجل من موالي بني اُميّة فانقطع الكلام وعدت إلى أبي عبد الله عليه‌السلام خمس عشرة مرَّة اريد استتمام الكلام فما قدرت على ذلك ، فلمّا كان من قابل دخلت عليه وهو جالس فقال لي : يا أبا إبراهيم هو المفرِّج للكرب عن شيعته بعد ضنك شديد وبلاء طويل وجور ، فطوبى لمن أدرك ذلك الزَّمان ، حسبك الله يا أبا إبراهيم قال أبو إبراهيم : فما رجعت بشيء أسرُّ إليَّ من هذا ولا أفرح لقلبي منه

В данном хадисе от Абу Ибрахима Аль-Куфи, который слышал от Имама Садика (мир ему!), сказано, что из потомства Имама Махди (а) будет 12 махди.

Камал Ад-Дин, стр. 647.

Цепочка передатчиков: Али Ибн Ахмад, Мухаммад Ибн Джаафар (Абу Абдулла) Аль-Куфи Аль-Асади (сига-надежный), Муса Ибн Имран Ан-Нахаи, Хусейн Ибн Язид Ан-Науфалий, Абу Ибрахим Аль-Куфи.

Али Ибн Ахмад в данном случае, как я понимаю, это Али Ибн Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Имран Ад-Даккак, а не Али Ибн Ахмад Ибн Абдулла Аль-Барки.  Ад-Даккак упоминается шейхом Садуком (ра) со словами «да будет довлен им Аллах», но в данном случае есть небольшая путаница, так как, точно такой же хадис шейх Садук (ра) передает в другом месте этой же книги (стр. 334) но от Али Ибн Ахмад Ибн Абдулла Аль-Барки. Но Али Ибн Ахмад Ибн Абдулла Аль-Барки передавал хадисы от своего отца:

علي بن أحمد بن عبداللّه البرقى
روى عن أبيه. مشيخة الفقيه: في طريقه إلى ما كان فيه، جاء نفر من اليهود

Али Ибн Ахмад Ибн Абдулла Аль-Барки: передавал хадисы от своего отца. (Сеййид Хои, Муджамур риджал, том 11, стр. 252)

 А в данном случае Али Ибн Ахмад передает от Мухаммад Ибн Джафара Аль-Асади. Поэтому, с одной стороны подозрительно, что в двух идентичных по смыслу хадисах первым в цепочке передатчиков являются разные люди с одинаковыми именами, это наталкивает на мысль о произошедшей путанице, так как, возможно сеййид Хои ошибся, полагая что Барки передает только от своего отца.

Таким образом, Ад-Даккак упоминается шейхом Садуком (ра) со словами «да будет доволен им Аллах», а надежность Барки не подтверждена. Но этих слов шейха Садука недостаточно, чтобы убедится в надежности Ад-Даккака. Вот, что о подобных доводах говорил Имам Хомейни:

واما الطریق ال آخر ففیه جعفر بن نعیم الشاذانی ولم یرد فیه شی ء الا ترضی الصدوق علیه، وهو غیر کاف فی الاعتماد علیه

Этих слов недостаточно, чтобы убедится в его надежности.

Аль-Макасиб, том 2, стр. 83

Сеййид Хои также не считал это доказательством надежности передатчика:

و استدل على حسن من ترحم عليه أحد الأعلام-كالشيخ‌الصدوق‌ومحمد بن يعقوب‌و أضرابهما-بأن في الترحم عناية خاصة بالمترحم عليه، فيكشف ذلك عن حسنه لا محالة. والجواب عنه: أن الترحم هو طلب الرحمة من الله تعالى، فهو دعاء مطلوب ومستحب في حق كل مؤمن، وقد أمرنا بطلب المغفرة لجميع المؤمنين وللوالدين بخصوصهما. وقد ترحم‌الصادق ع‌لكل من زارالحسين ع‌، بل إنه سلام الله عليه، قد ترحم لأشخاص خاصة معروفين بالفسق لما فيهم ما يقتضي ذلك، كالسيدإسماعيل الحميري‌و غيره، فكيف يكون ترحم الشيخ‌الصدوق‌أومحمد بن يعقوب‌و أمثالهم كاشفا عن حسن المترحم عليه؟و هذاالنجاشي‌قد ترحم على‌محمد بن عبد الله بن محمد بن عبيد الله بن البهلول‌، بعد ما ذكر أنه رأى شيوخه يضعفونه‌و أنه لأجل ذلك لم يرو عنه شيئا وتجنبه

Муджамур риджал, том 1, стр. 74

Доказательством сеййида Хои является то, что читать молитву желательно за каждого верующего, и более того, Имам Садик (мир ему!) молился за людей, которые были известны своей испорченностью и порочностью, например, Исмаил Аль-Хумайри. Поэтому сеййид Хои не считает эти молитвы даже доказательством хусна (хорошести) передатчика, в отличии от некоторых других ученых, которые считают это доказательством хусна передатчика.

Больше о Ад-Даккаке ничего неизвестно, не хорошее и не плохое.

Мухаммад Ибн Джаафарнадежен.

Муса Ибн Имран Ан-Нахаи — я не нашел ничего, что подтверждало бы его надежность. В ранних книгах по риджалу я вообще не нашел упоминания о нем. Он неизвестен, единственное что у некоторых вызывавет доверие к нему — это то, что он является одним из передатчиков Камил Аз-Зиярат, но это никак не может быть доказательством его надежности.

Хусейн Ибн Язид Ан-Науфалий — является дядей Муса Ибн Имрана, Наджаши пишет, что он жил в Рее (Тегеран) и по утверждению некоторых из жителей Кума в конце жизни стал гулатом, но сам Наджаши никаких подтверждений этому не нашел.

نوفل النخع مولاهم كوفي أبو عبد الله. كان شاعرا أديبا و سكن الري و مات بها و قال قوم من القميين إنه غلا في آخر عمره و الله أعلم و ما رأينا له رواية تدل على هذا. له كتاب التقية أخبرنا ابن شاذان عن أحمد بن محمد بن يحيى قال: حدثنا عبد الله بن جعفر الحميري قال: حدثنا إبراهيم بن هاشم عن الحسين بن يزيد النوفلي به و له كتاب السنة

Риджалун Наджаши, стр. 38.

Второй:

حدّثنا عليّ بن أحمد بن عبد الله بن أحمد بن أبي عبد الله البرقيُّ قال : حدّثنا أبي ، عن جدِّي أحمد بن أبي عبد الله ، عن أبيه محمّد بن خالد ، عن محمّد بن سنان ؛ وأبي عليٍّ الزراد جميعاً ، عن إبراهيم الكرخيِّ قال : دخلت على أبي عبد الله جعفر بن محمّد الصادقعليهما‌السلام وإني لجالس عنده إذ دخل أبو الحسن موسى بن جعفر عليهما‌السلام وهو غلام ، فقمت إليه فقبّلته وجلست فقال أبو عبد اللهعليه‌السلام : يا إبراهيم أما أنَّه [ ل‌ ] صاحبك من بعدي ، أما ليهلكنَّ فيه أقوام ويسعد [ فيه ] آخرون ، فلعن الله قاتله وضاعف على روحه العذاب ، أما ليخرجن الله من صلبه خير أهل الأرض في زمانه ، سُمّي جدّه ، ووارث علمه وأحكامه وفضائله ، [ و ] معدن الامامة ، ورأس الحكمة ، يقتله جبّار بني فلان ، بعد عجائب طريفة حسداً له ، ولكن الله [ عزّ وجلّ ] بالغ أمره ولو كره المشركون. يخرج الله من صلبه تكملة اثني عشر إماماً مهديّاً ، اختصهم الله بكرامته وأحلّهم دار قدسه

В данном хадисе от Ибрахима Аль-Кархи, который слышал от Имама Садика (мир ему!), сказано, что из потомства Имама Махди (а) будет 12 имамов махди.

стр. 334

Цепочка передатчиков:

Али Ибн Ахмад Ибн Абдулла Ибн Ахмад Ибн Абу Абдулла Аль-Барки, от отца, от его деда Ахмада Ибн Абу Абдуллы, тот от своего отца Мухаммад Ибн Халида, тот от двух людей: 1) Мухаммад Ибн Синан 2) Абу Али Аз-Заррад, а те от Ибрахима Аль-Кархи.

Али Ибн Ахмад Ибн Абдулла Ибн Ахмад Ибн Абу Абдулла Аль-Барки — его надежность не подтверждена, он неизвестен.

Его отец Ахмад Ибн Абдулла Ибн Ахмад Ибн Абу Абдулла Аль-Барки — тоже неизвестен.

Его дед Ахмада Ибн Абу Абдулла (он же Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Халид, он же Ахмад Аль-Барки) — сига (надежный), хотя Ибн Аль-Гадаери ослабил его как передатчика.

Туси в своем Аль-Фихристе:

كان ثقة في نفسه غير أنه أكثر الرواية عن الضعفاء و اعتمد المراسيل

Сам по себе надежный, но большинство его преданий переданы от слабых, и доверял преданиям мурсал (с прерванным иснадом).

То же самое пишет Ибн Давуд:

كان ثقة في نفسه يروي عن الضعفاء و يعتمد المراسيل صنف كثيرا. أقول: و ذكرته في الضعفاء لطعن [غض‏] فيه و يقوى [عندي‏] ثقته مشى أحمد بن محمد بن عيسى في جنازته حافيا حاسرا تنصلا مما قذفه به‏

И Наджаши:

كان ثقة في نفسه غير أنه أكثر الرواية عن الضعفاء و اعتمد المراسيل

Мухаммад Ибн Халида Ибн Абдур Рахман:

Наджаши пишет о нем:

 و كان محمد ضعيفا في الحديث‏

Был слабым.

Риджалун Наджаши, стр. 335.

Туси пишет о нем:

ثقة هؤلاء من أصحاب أبي الحسن موسى‏

Надежный.

Риджалут Туси, стр. 363

Ибн Аль-Гадаири:

 يروي عن الضعفاء كثيرا و يعتمد المراسيل‏

Много передавал от слабых и доверял преданиям с прерванными иснадами.

Риджалу либнил Гадаири, Стр. 93

Вывод: Мухаммад Ибн Халида Ибн Абдур Рахман, также как и его сын был надежен сам по себе, но передавал от не надежных передатчиков.

Мухаммад Ибн Синан:

По утверждению сеййида Хои — это Мухаммад Ибн Синан Абу Джафар Аз-Захири:

أقول: هذا متحد مع محمد بن سنان أبي جعفر الزاهري الآتي

Муджамур риджал, том 17, стр. 160

Наджаши приводит слова ученых, которые ослабили его и считали очень слабым передатчиком:

أبو جعفر الزاهري من ولد زاهر مولى عمرو بن الحمق الخزاعي ، كان أبو عبد الله بن عياش يقول : حدثنا أبو عيسى محمد بن أحمد بن محمد بن سنان قال : هو محمد بن الحسن بن سنان مولى زاهر توفى أبوه الحسن وهو طفل وكفله جده سنان فنسب إليه ، وقال أبو العباس أحمد بن محمد بن سعيد أنه روى عن الرضا عليه‌السلام قال : وله مسائل عنه معروفة ، وهو رجل ضعيف جدا لا يعول عليه ولا يلتفت إلى ما تفرد به ، وقد ذكر أبو عمرو في رجاله. قال : أبو الحسن علي بن محمد بن قتيبة النيسابوري ( النيشابوري ) قال : قال أبو محمد الفضل بن شاذان : لا أحل لكم أن ترووا أحاديث محمد بن سنان. وذكر أيضا أنه وجد بخط أبي عبد الله الشاذاني أنى سمعت العاصمي يقول : إن عبد الله بن محمد بن عيسى الملقب ببنان قال : كنت مع صفوان بن يحيى بالكوفة في منزل إذ دخل علينا محمد بن سنان فقال صفوان : إن هذا ابن سنان لقدهم أن يطير غير مرة فقصصناه حتى ثبت معنا ، وهذا يدل على اضطراب كان وزال

Раджалун Наджаши, стр. 328.

И в нескольких местах своей книги Наджаши указывает на его слабость, например:

وطريقها أضعف منها ، وهومحمد بن سنان

стр. 424

Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Саид называл его слабым, а Фадл Ибн Шазан называл его лжецом.

Туси пишет о нем:

محمد بن سنان له کتب و قد طُعن عليه و ضُعِّف و کتبه مثل کتب الحسین بن سعید علی عددها و له کتاب النوادر و جميع ما رواه إلا ما كان فيها من تخليط أو غلو

Критикуется, ослаблен…

Аль-Фихрист, том 1, стр. 406

Но, согласно исследованиям ученых он надежный, так как, очень многие, даже те, кто обвинял его в слабости и во лжи, посчитали его надежным и принимали предания от него, например, все тот же Фадл Ибн Шазан, который в одном месте назвал его лжецом, принимал от него предание. К тому же Шейх Муфид и Али Ибн Ибрахим подтвердили его надежность. Поэтому Мухаммад Ибн Синан также является надежным.

Абу Али Аз-Заррад, он же Хасан Ибн Махбуб Ас-Саррад:

Шейх Туси:

الحسن بن محبوب السراد، ويقال: الزراد، مولي، ثقة

Надежный.

Риджалут Туси, стр. 334

Таким образом, в иснаде этих хадисов имеются неизвестные.

Хадис третий:

حدّثنا عليُّ بن أحمد بن محمّد بن عمران الدَّقّاق قال : حدّثنا محمّد بن أبي عبد الله الكوفيُّ قال : حدّثنا موسى بن عمران النخعيُّ ، عن عمّه الحسين بن يزيد النوفليِّ ، عن عليِّ بن أبي حمزة ، عن أبي بصير قال : قلت للصادق جعفر بن محمّد عليهما‌السلام يا ابن رسول الله إنّي سمعت من أبيك عليه‌السلام أنَّه قال : يكون بعد القائم اثنا عشر مهديّاً فقال : إنّما قال : اثنا عشر مهديّاً ، ولم يقل : إثنا عشر إماماً ، ولكنّهم قوم من شيعتنا يدعون النّاس إلى موالاتنا ومعرفة حقّنا

Али Ибн Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Имран Ад-Даккак, от Мухаммад Ибн Абу Абдулла Аль-Куфи, от Муса Ибн Имрана Ан-Нахаи, от его дяди Хусейн Ибн Язида Ан-Науфалий, от Али Ибн Абу Хамза, от Абу Басира: я сказал Имаму Садику (мир ему!): я слышал от твоего отца «после Каима будет 12 махди». Ответил: «сказано 12 махди, а не 12 имамов, однако они будут нашими шиитами, которые будут призывать людей к любви к нам и признанию наших прав».

Камал Ад-Дин, стр. 358.

В другом варианте данного хадиса, где все тот же иснад сказано: я слышал от твоего отца «после Каима будет 12 имамов». Ответил: «сказано 12 махди, а не 12 имамов, однако они будут нашими шиитами, которые будут призывать людей к любви к нам и признанию наших прав».

Про Ад-Даккака мы уже говорили, согласно принципам некоторых ученых он хасан, так как, шейх Садук молился за него, а согласно принципам, некоторых других, например сеййида Хои, даже его хусн не может быть доказан таким образом.

Про Мухаммад Ибн Джаафар Абу Абдулла Аль-Куфи, мы уже говорили —  надежен.

Про Муса Ибн Имрана Ан-Нахаи, также, говорили — он неизвестен.

Про его дядю также говорили — неизвестен, обвинялся в гулатстве группой из Кума.

Остальные — надежные.

Вывод: в иснаде много неизвестных передатчиков.

Четвертый хадис:

محمد بن عبد الله بن جعفر الحميري، عن أبيه، عن محمد بن عبد الحميد ومحمد بن عيسى، عن محمد بن الفضيل، عن أبي حمزة، عن أبي عبد الله عليه السلام في حديث طويل أنه قال: يا أبا حمزة إن منا بعد القائم أحد عشر مهديا من ولد الحسين عليه السلام

Камал Ад-Дин, стр. 478.

Мухаммад Ибн Абдулла Ибн Джафар Аль-Хумайри, от своего отца, от Мухаммад Ибн Абдул Хамида (Ибн Салим Ал-Аттар) и Мухаммад Ибн Иса, те от Мухаммад Ибн Фудайла, от Абу Хамзы, от Имама Садика (а): о Абу Хамза! Поистине, из нас после Каима 11 махди из рода Хусейна (а).

Один из передатчиков Мухаммад Ибн Фудайл Ибн Аль-Азди обвиняется в гулатстве:

Сеййид Хои:

صيرفي، يرمى بالغلو

Обвиняется в гулатстве.

Муджамур риджал, том 18, стр. 151

Алламе Хилли:

محمد بن الفضيل — بالياء بعد الضاد — من اصحاب الرضا (عليه السلام)، ازدي صيرفي، يرمي بالغلو

Обвиняется в гулатстве.

Хуласатул аквал, стр. 395

Все остальные, кроме Мухаммад Ибн Иса (слабый) являются надежными.

Вывод: хадис слабый из-за наличия Мухаммад Ибн Фудайл Ибн Аль-Азди.

Помимо иснада в данном предании сказано 11 махди, а не 12.

В-третьих, как было уопмянуто в ответе Allâme эти предания противоречат известным преданиям (Бихар, том 53, стр. 148) о том, что не будет государства после государства Махди (а). Но, если толковать вышеупомянутые хадис иначе, то есть, не как указывающие на наличие правления после Махди (а), и толковать слово «махди» не как правитель, или слова «после Махди» не как временную последовательность, или толковать как временную последовательность, но понимать под этими словами не «после смерти Махди», а например, «после большого сокрытия Махди» или «после его восстания», то данного противоречия не возникает.

В-четвертых, если эти предания являются достоверными, то они никоим образом не доказывают наличие правителя после смерти Каима (а), точно также, как не доказывают, что эти люди являются имамами. Наоборот, в этих хадисах говорится обратное: сказано 12 махди, а не 12 имамов, однако они будут нашими шиитами, которые будут призывать людей к любви к нам и признанию наших прав».

Алламе Маджлиси в толковании этих преданий выдвигает два предположения:

وطريق التأويل أحد وجهين : الاول أن يكون المراد بالاثني عشر مهديا النبي وسائر الائمة سوى القائم  بأن يكون ملكهم بعد القائم  وقد سبق أن الحسن بن سليمان أولها بجميع الائمة وقال برجعة القائم  بعد موته وبه أيضا يمكن الجمع بين بعض الاخبار المختلفة التي التي وردت في مدة ملكه

والثاني أن يكون هؤلاء المهديون من أوصياء القائم هادين للخلق في زمن سائر الائمة الذين رجعوا لئلا يخلو الزمان من حجة ، وإن كان أوصياء الانبياء والائمة ايضا حججا والله تعالى يعلم

(Бихар, том 53, стр. 148149)

  1. Под 12 махди подразумеваются Пророк (с) и 11 имамов (мир им!), которые вернутся к жизни и будут править после Каима (а). А Хасан Ибн Сулейман толковал эти хадисы так: эти 12 махди есть 12 имамов, в том числе и сам Каим (а), который, также как и остальные имамы, вернется к жизни после смерти.
  2. Эти 12 махди являются представителями Махди (а), призывающими людей во времена остальных имамов, которые вернутся к жизни, дабы земля не осталась без довода, ведь наместники пророков и имамов тоже являются доводами.

Во многих хадисах сами имамы (мир им!) названы махди:

منّا اثنا عشر مهديّاً مضى ستة وبقى ستّة

Имам Садик (мир ему!): из нас 12 махди, 6 из них прошли, 6 осталось.

Камал Ад-Дин, стр. 338

نحن اثنا عشر مهديّاً

Имам Садик (мир ему!): мы есть 12 махди.

Камал Ад-Дин, стр. 335

منا اثنا عشرمهديا أولهم أمير المؤمنين علي بن أبي طالب عليه السلام، وآخرهم التاسع من ولدي وهو القائم بالحق

Имам Хусейн (мир ему!): из нас 12 махди, первый из них Али Ибн Абу Талиб, последний — мой 9-й потомок, и он есть Каим.

Бихар, том 51, стр. 133

Познавший العارف‎ Ответил 08.10.2016.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.