Душа, Рай и Ад

Ассаляму алейкум, хотел спросить, являются ли Рай, Ад и душа человека материальными, или нет? И что на этот счёт говорят Коран/хадисы и есть ли логические доказательства на сей счёт?

Наставник الأستاذ Спросил 16.06.2016 в Философия.
Добавить комментарий
Лучший ответ

Уа алейкумас салам уа рахматулла!

Весьма и весьма интересный вопрос и интересовал исследователей на протяжении всей истории существования религий. Отвечать на такие вопросы очень страшно, так как они требуют слишком развернутого ответа, который как правило образует несколько томов книг. А короткий ответ может быть неправильно понят. Я, с помощью Всевышнего, попробую пролить свет на данный вопрос. Постараюсь сделать это максимально простым языком, хотя это будет довольно сложно.

В первую очередь необходимо разобраться в определении слова материя, вся проблема связана именно с определением данного слова. А определение в подобных вопросах играет ключевую роль, не дав правильного определения предмету вопроса мы рискуем ввести себя и других в заблуждение. Это основа мышления. Итак, материя еще в древней Греции была определена философами, в частности Аристотелем. Но, их определение кардинально отличалось от то, что обычно люди понимают под словом «материя». И, насколько я понимаю, в том значении это слово в западной науке и философии уже не используется. Это значение перекочевало в исламскую философию, первые мусульманские философы Фараби и Ибн Сина и многие другие дали материи то определение, которое было еще у Аристотеля. Начиная со времен Шейха Туси, который, как я понимаю, впервые засомневался в этом определении и подверг сомнению существование материи в данном значении. Сухраварди был еще более уверен в том, что начал Шейх Туси. Мулла Садра местами поддерживал точку зрения Ибн Сины и Аристотеля, но, времена поддерживал Сухраварди (возможно в первом случае он высказывал точку зрения Ибн Сины, а во втором, свою. У него была такая особенность, он иногда мог говорить чужими словами). Ученики Муллы Садры, также, разошлись в данном вопросе. Алламе Табатабаи принял понимание Ибн Сины, но, некоторые ученики Алламе Табатабаи, в особенности Мисбах Язди, отвергли эту точку зрения и приняли позицию Сухраварди в данном вопросе. Но, необходимо учесть все они (кто отрицал понимание Аристотеля и Ибн Сины)  не давали своего, ясного определения материи. Более или менее ясность в данный вопрос внес мой учитель, его светлость аятулла Файйази (да продлит Аллах его благословенную жизнь!), он поддержал точку зрения своего учителя Мисбаха Язди и дал, хоть какое-то, альтернативное определение материи.
В итоге, мы можем дать этому слову три разных определения:

  1. Первое определение, это то самое определение, которое было дано Аристотелем и было поддержано Ибн Синой. Согласно данному определению материя (первичная материя) — это абсолютный потенциал. Говоря проще: это возможность и ничего больше. Те, кто критиковали данное определение опирались на то, что подобное вообще не возможно, потому, что бытие абсолютного потенциала невозможно, по той простой причине, что бытие уже есть нечто большее чем потенциал. А при отсутствии бытия нельзя говорить о существовании абсолютного потенциала. Говоря проще: если вы хотите, чтобы СУЩЕСТВОВАЛА возможность, она уже должна быть чем-то. А если она уже является чем-то, то не может быть АБСОЛЮТНОЙ возможностью, а только возможностью наряду с чем-то. Но, Ибн Сина, конечно же, сам понимал, что есть такая проблема в данном определении и решал этот вопрос. Но, его решение, и совершенно справедливо, не было принято критиками, которые жили намного позже Ибн Сины. Вторичная материя, по их мнению, если говорить простым языком, это первичная материя (потенциал) + телесность (самая первая актуальность первичной материи). Значение телесности чуть позже разъясним.
  2. Второе определение, которое могли дать те, кто не принимал существование абсолютного потенциала, например, Шейх Туси.  Но, не давали! Согласно данному определению материя — это телесность, то есть, наличие трехмерности, то есть, глубины (или высоты, если хотите), ширины и длины. Вы спросите: почему критики существования материи в первом значении не дали материи второе значение. Отвечу: после Сухраварди философы приняли ту точку зрения, что телесностью обладает не только материя, а еще кое-что, что не материально. Об этом, чуть позже, более подробно напишу.
  3. Третье определение. Данное определение я нигде не встречал и слышал только от своего учителя (да продлит Аллах его благословенную жизнь!). И с учетом всех доводов, она кажется самой верной и близкой к истине. Данное определение чем-то напоминает первое определение, но, с небольшой разницей. Согласно данному определению материя — это самое слабое бытие (бытие слабости или слабость бытия). Это бытие, которое граничит с небытием, но, только граничит, в отличии от первичной материи Аристотеля (хотя конечно сам Аристотель и его сторонники не принимали, что первичная материя есть небытие).

После того, как мы разобрались с определениями материи необходимо разобрать еще один вопрос. Согласно Аристотелю и Ибн Сине бытие делится на два вида: а) мир материи; б) мир разума. В чем их отличие? Если говорить проще: мир материи обладает потенциалом, в отличии от мира разума. Если говорить еще проще: в мире материи все может меняться и становиться кем-то или чем-то другим. Например, земля становится семенем, семя цветком, цветок яблоком, яблоко отходами и т.д. А в мире разума все неизменно, так как, нет потенциала (считай материи, так как, они считали, что потенциал является особенностью материи и вне материи не встречается).

Сухраварди сказал: нет, есть еще третий мир, который между ними. Таким образом, получилось три мира: 1) мир материи; 2) средний мир ; 3) мир разума. Средний мир — это телесный мир, но без потенциала. Помните как мы определяли тело? Трехмерность, объемность. После Сухраварди все приняли это деление бытия. Конечно, это самое общее деление бытия, и не исключает того, что каждый из этих миров может иметь свои уровни.

Таким образом, 1) мир материи — мир потенциала. 2) средний мир — мир без потенциала, но телесный. 3) мир разума — мир бестелесный, без потенциала.

Главное не путать, это деление никакого отношения к тому делению, которое имеется в религии не имеет. А именно на зарр, дунья, барзах и ахира. Возможно эти деления чем-то похожи, но не идентичны, хотя бы потому, что в дунья все три бытия имеются.

Еще один важный момент, материя и материальное это разные вещи. Материя, в зависимости от того, какое определение мы ему даем, это или 1) потенциал, или 2) телесность или 3) слабое бытие. А материальное, соответственно, или 1) имеющее отношение, так или иначе связанное с потенциалом, или 2) имеющее отношение, так или иначе связанное с телесностью, или 3) имеющее отношение, так или иначе связанное со слабым бытием. Например, если брать первое определение, то, согласно ему, тело может быть или материальным и не материальным, но материей (повторюсь: согласно первому определению) не является.

Когда мы выяснили данные вопросы можем приступать к ответу на Ваш вопрос.

Есть две группы людей, которые считают душу материей: 1) те, кто вообще ничего кроме материи не признает; 2) некоторая группа мусульманских схоластов, которые опираясь на аят «нет ничего подобного Ему» (لیس کمثله شی) утверждали, что все, кроме Бога является материей.

Кроме этих двух групп никто не утверждал, что душа является материей. Все философы единогласны в том, что душа не является материей (вне зависимости от определения) и у них имеется множество доказательств этого. Вот один из них, который является одним из самых неопровержимых доказательств, это доказательство называется «Единство индивидуации души». Звучит это доказательство следующим образом: С самого начала рождения и до самой смерти каждый из нас, людей, прекрасно понимает, что является одним и тем же человеком (а не двумя или тремя разными людьми). А материя меняется, на место одной материи приходит другая материя, и так несколько раз на протяжении всей жизни. Вывод: Душа не есть материя! Кто-то может возразить: а ведь и душа меняется, становится добрее, вежливее, или наоборот, злее, также, становится более знающим и т.д. Другими словами, совершенствуется и деградирует. Но, это возражение не уместно, так как, данное изменение не предполагает замену одного индивида другим индивидом, чего нельзя сказать об изменении материи (нашего тела), когда на замену одной материи приходит совсем другая материя.

Что касается доказательств из Корана и сунны, то и тут доказательств более чем достаточно. Вот некоторые из них:

аят 154, Сура 2 : Корова

 

وَلاَ تَقُولُواْ لِمَنْ يُقْتَلُ فِي سَبيلِ اللّهِ أَمْوَاتٌ بَلْ أَحْيَاء وَلَكِن لاَّ تَشْعُرُونَ .154

аят 92, Сура 10 : Йунус

 

فَالْيَوْمَ نُنَجِّيكَ بِبَدَنِكَ لِتَكُونَ لِمَنْ خَلْفَكَ آيَةً وَإِنَّ كَثِيراً مِّنَ النَّاسِ عَنْ آيَاتِنَا لَغَافِلُونَ .92

аяты 12 и 14, Сура 23 : Верующие

 

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ .12
ثُمَّ جَعَلْنَاهُ نُطْفَةً فِي قَرَارٍ مَّكِينٍ .13
ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا الْمُضْغَةَ عِظَاماً فَكَسَوْنَا الْعِظَامَ لَحْماً ثُمَّ أَنشَأْنَاهُ خَلْقاً آخَرَ فَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ .14

аяты 10-11, Сура 32 : Поклон

 

وَقَالُوا أَئِذَا ضَلَلْنَا فِي الْأَرْضِ أَئِنَّا لَفِي خَلْقٍ جَدِيدٍ بَلْ هُم بِلِقَاء رَبِّهِمْ كَافِرُونَ .10
قُلْ يَتَوَفَّاكُم مَّلَكُ الْمَوْتِ الَّذِي وُكِّلَ بِكُمْ ثُمَّ إِلَى رَبِّكُمْ تُرْجَعُونَ .11

аят 19, Сура 32 : Поклон

 

أَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَلَهُمْ جَنَّاتُ الْمَأْوَى نُزُلاً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ .19

аят 42, Сура 39 : Толпы

 

اللَّهُ يَتَوَفَّى الْأَنفُسَ حِينَ مَوْتِهَا وَالَّتِي لَمْ تَمُتْ فِي مَنَامِهَا فَيُمْسِكُ الَّتِي قَضَى عَلَيْهَا الْمَوْتَ وَيُرْسِلُ الْأُخْرَى إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ .42

Эти аяты были использованы его светлостью Алламе Табатабаи (ра) в Аль-Мизане для доказательства данного вопроса.

 

Из хадисов можно привести следующий хадис из Бихара:

От Имама Бакира (мир ему!): عن أبي جعفر عليه السلام قال: ما من أحد ينام إلا عرجت نفسه إلى السماء وبقيت روحه في بدنه وصار بينهما سبب كشعاع الشمس، فإذا أذن الله في قبض الأرواح أجابت الروح والنفس (1)، وإن أذن الله في رد الروح أجابت النفس والروح وهو قوله سبحانه: » الله يتوفى الأنفس حين موتها والتي لم تمت في منامها » فمهما رأت في ملكوت السماوات فهو مما له تأويل، وما رأت فيما بين السماء والأرض فهو مما يخيله الشيطان ولا تأويل له (2). Каждый спящий возносится на Небо, но, душа остается в теле и связь между ними сохраняется.

Ссылка на хадис: http://shiaonlinelibrary.com/%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%AA%D8%A8/1489_%D8%A8%D8%AD%D8%A7%D8%B1-%D8%A7%D9%84%D8%A3%D9%86%D9%88%D8%A7%D8%B1-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D9%84%D8%A7%D9%85%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%AC%D9%84%D8%B3%D9%8A-%D8%AC-%D9%A5%D9%A8/%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%81%D8%AD%D8%A9_29

Теперь о том, является ли душа материальной? Да, является! По данному вопросу имеются разногласия, я не стану их приводит, итак слишком длинный ответ получился, несмотря на то, что я пишу довольно поверхностно и коротко. Приведу только то, в чем есть единогласие, а именно, что душа в дунья связана с материей во всех ее трех значениях, но само бытие души не материальное (в отличии от телесности, например), а только действие (и то не все действия, у души имеются также не материальные действия, например мышление), поэтому ее можно назвать материальной. Но, эта связь прерывается со смертью. На данное утверждение можно привести как логические доводы, так и доводы из Корана и сунны.

Здесь возникает еще один вопрос, который Вас скорее всего и интересовал, и именно для разъяснения данного вопроса необходимо было все это вступление. После смерти душа материальна или нет? И отсюда мы узнаем, Рай и Ад материальны или нет. Сразу скажем, что речь идет о материальности, а не бытности материей. Душа не является материей, это мы уже выяснили. Также выяснили, что до смерти душа материальна. Но, является ли она материальной и после смерти? Если да, то значит Рай и Ад тоже материальны.

Те, кто дал материи первое и третье определение сказали, что нет, не является. То есть,

Ибн Сина сказал: душа после смерти не обладает потенциалом, она есть то, что есть.

Его светлость аятулла Файйази (да продлит Аллах его благословенную жизнь!): душа после смерти уже не связана со слабым бытием, но, обладает потенциалом, гораздо меньшим чем в дунья, но обладает. По его мнению, душа будет материальной если определять материю как телесность. Другими словами, душа будет связана с телом, но, не с материальным телом, в его третьем значении, а телом среднего мира, не материального. Тело среднего мира не обладает рядом качеств и свойств тела мира материального. И именно эта точка зрения соответствует множеству аятов и хадисов, в которых говорится о том, что воскрешение будет телесным, в Раю и Аду будут телесные наслаждения и мучения. Вот некоторые из них:

  1. аяты 259 — 260, Сура 2 : Корова

    أَوْ كَالَّذِي مَرَّ عَلَى قَرْيَةٍ وَهِيَ خَاوِيَةٌ عَلَى عُرُوشِهَا قَالَ أَنَّىَ يُحْيِـي هَـَذِهِ اللّهُ بَعْدَ مَوْتِهَا فَأَمَاتَهُ اللّهُ مِئَةَ عَامٍ ثُمَّ بَعَثَهُ قَالَ كَمْ لَبِثْتَ قَالَ لَبِثْتُ يَوْماً أَوْ بَعْضَ يَوْمٍ قَالَ بَل لَّبِثْتَ مِئَةَ عَامٍ فَانظُرْ إِلَى طَعَامِكَ وَشَرَابِكَ لَمْ يَتَسَنَّهْ وَانظُرْ إِلَى حِمَارِكَ وَلِنَجْعَلَكَ آيَةً لِّلنَّاسِ وَانظُرْ إِلَى العِظَامِ كَيْفَ نُنشِزُهَا ثُمَّ نَكْسُوهَا لَحْماً فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَهُ قَالَ أَعْلَمُ أَنَّ اللّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ .259
    وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ أَرِنِي كَيْفَ تُحْيِـي الْمَوْتَى قَالَ أَوَلَمْ تُؤْمِن قَالَ بَلَى وَلَـكِن لِّيَطْمَئِنَّ قَلْبِي قَالَ فَخُذْ أَرْبَعَةً مِّنَ الطَّيْرِ فَصُرْهُنَّ إِلَيْكَ ثُمَّ اجْعَلْ عَلَى كُلِّ جَبَلٍ مِّنْهُنَّ جُزْءاً ثُمَّ ادْعُهُنَّ يَأْتِينَكَ سَعْياً وَاعْلَمْ أَنَّ اللّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ .260

     

     

  2. 3-4: Сура 75 : Воскресение

    أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَلَّن نَجْمَعَ عِظَامَهُ .3
    بَلَى قَادِرِينَ عَلَى أَن نُّسَوِّيَ بَنَانَهُ .4

     

     

  3. аят 9, Сура 100 : Мчащиеся

    أَفَلَا يَعْلَمُ إِذَا بُعْثِرَ مَا فِي الْقُبُورِ .9

     

     

  4. аят 51, Сура 36 : Йa Cин

    وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَإِذَا هُم مِّنَ الْأَجْدَاثِ إِلَى رَبِّهِمْ يَنسِلُونَ .51

     

     

  5. аят 192, Сура 3 : Семейство Имрана

 

رَبَّنَا إِنَّكَ مَن تُدْخِلِ النَّارَ فَقَدْ أَخْزَيْتَهُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ .192

 

 

  • 6. аят 29, Сура 74 : Завернувшийся

    لَوَّاحَةٌ لِّلْبَشَرِ .29

     

  • 7. аяты 19 — 20, Сура 22 : Xaдж

    يُصَبُّ مِن فَوْقِ رُؤُوسِهِمُ الْحَمِيمُ .19
    يُصْهَرُ بِهِ مَا فِي بُطُونِهِمْ وَالْجُلُودُ .20

     

  • 8. аяты 49-50, Сура 14 : Ибpaxим

    وَتَرَى الْمُجْرِمِينَ يَوْمَئِذٍ مُّقَرَّنِينَ فِي الأَصْفَادِ .49
    سَرَابِيلُهُم مِّن قَطِرَانٍ وَتَغْشَى وُجُوهَهُمْ النَّارُ .50

     

  • 9. аяты 6-7, Сура 88 : Покрывающее

    لَّيْسَ لَهُمْ طَعَامٌ إِلَّا مِن ضَرِيعٍ .6
    لَا يُسْمِنُ وَلَا يُغْنِي مِن جُوعٍ .7

     

  • 10. аяты 51-56, Сура 56 : Падающее

    لَآكِلُونَ مِن شَجَرٍ مِّن زَقُّومٍ .52
    فَمَالِؤُونَ مِنْهَا الْبُطُونَ .53
    فَشَارِبُونَ عَلَيْهِ مِنَ الْحَمِيمِ .54
    فَشَارِبُونَ شُرْبَ الْهِيمِ .55
    هَذَا نُزُلُهُمْ يَوْمَ الدِّينِ .56

     

  • 11. аят 15, Сура 47 : Муxaммaд

    مَثَلُ الْجَنَّةِ الَّتِي وُعِدَ الْمُتَّقُونَ فِيهَا أَنْهَارٌ مِّن مَّاء غَيْرِ آسِنٍ وَأَنْهَارٌ مِن لَّبَنٍ لَّمْ يَتَغَيَّرْ طَعْمُهُ وَأَنْهَارٌ مِّنْ خَمْرٍ لَّذَّةٍ لِّلشَّارِبِينَ وَأَنْهَارٌ مِّنْ عَسَلٍ مُّصَفًّى وَلَهُمْ فِيهَا مِن كُلِّ الثَّمَرَاتِ وَمَغْفِرَةٌ مِّن رَّبِّهِمْ كَمَنْ هُوَ خَالِدٌ فِي النَّارِ وَسُقُوا مَاء حَمِيماً فَقَطَّعَ أَمْعَاءهُمْ .15

     

Именно этой точки зрения придерживались великие шиитские ученые, вроде Шейха Туси и Шейха Муфида. Они говорили о том, что воскрешение будет телесным. Поэтому, телесное воскрешение во всех небесных религиях было очевидностью и это никак отрицать невозможно. Все Пророки и небесные книги утверждали о том, что в Раю и Аду имеется телесное наказание и наслаждение. На эту тему имеется множество аятов и хадисов.

У философов были проблемы с принятием этих аятов и хадисов именно в данном значении, так как, у них были логические доводы, которые говорили о невозможности телесного воскрешения. Но, на все эти доводы уже даны ответы. Например, самые простые из них: некоторые задавались вопросом о том, зачем нужны телесные наказания и наслаждения? Разве не душа совершала хорошие или плохие поступки? Зачем награждать или наказывать тело? Но, на этот вопрос имеется ответ в самом Коране:

аят 56, Сура 4 : Женщины

 

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ بِآيَاتِنَا سَوْفَ نُصْلِيهِمْ نَاراً كُلَّمَا نَضِجَتْ جُلُودُهُمْ بَدَّلْنَاهُمْ جُلُوداً غَيْرَهَا لِيَذُوقُواْ الْعَذَابَ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَزِيزاً حَكِيماً .56

В этом священном аяте говорится: Воистину, Мы поджарим на огне тех, которые не уверовали в Наши аяты. И когда их кожа превратится в пепел, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они вкушали мучения. Воистину, Аллах велик, мудр.

То есть, в аяте черным по белому сказано, что тело будет даровано душе, чтобы она вкусила и телесное наказание тоже. Также и с телесным наслаждением. А телу от этих наказаний или наслаждений не тепло, не холодно, мучения и наслаждения чувствует именно душа. И душа будет воскреснута телесной, чтобы испытать, помимо не телесных наслаждений или наказаний, также и телесные.

Или другое возражение: разве не телесное наказание или награждение не лучше телесного, то есть, разве человек от получения знаний или постижения совершенства не получает больше наслаждения, чем от еды например? Также и в случае с наказанием.  Ответ прост: почему бы наряду с не телесными наказаниями или наслаждениями, также не дать вкусить и телесные!?
Но, необходимо помнить, что тело в данном случае не материальное. Потому, что именно материя, в силу своей особенности, дает возможность испытать человека (другими словами, материя, обладая огромным потенциалом, дает человеку колоссальную возможность для развития). И это именно то, для чего человек пребывает в этом мире, в дунья. А наличие материи в барзахе или ахирате означает наличие той же самой возможности, что, как известно из Корана и сунны, отсутствует в барзахе и ахирате. Это миры, в которых человек будет отвечать, а не испытываться.

А  наслаждение (мучение) получаемое через тело среднего мира намного сильнее чем наслаждение (мучение) получаемое через тело материальное.

Надеюсь хоть как-то смог разъяснить данный вопрос, хотя, повторюсь, данный вопрос нуждается в более развернутом формате, чем формат вопрос-ответ. Для этого необходимо писать книги.

Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха!

Познавший العارف‎ Ответил 17.06.2016.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.