Имамат — часть усулиддина?

Является ли Имамат частью усулиддина? Или это фуруддин? Или же это усули мазхаб? Прошу разъяснить этот момент, желательно прикрепив к ответу достоверные хадисы и фетвы крупных учёных.
Распространённым мнением среди простых шиитов является то, что усулиддин — это:

  1. Таухид
  2. Нубувват
  3. Имамат
  4. Адль
  5. Маад

Я нашел лишь одну фетву покойного Аятоллы аль-узма на этот счёт:

  • Покойный Мирза Джавад Табризи:
    «Имамат — усуль нашего мазхаба»
    «аль-анваруль иляхиййа фи масаиль акаидийа», стр. 77

Какое мнение является более авторитетным среди великих ученых? Заранее благодарю.

 

Наставник الأستاذ Спросил 27.12.2016 в Имамат.
Добавить комментарий
Лучший ответ

Извиняюсь за очень долгий ответ, только недавно смог освободиться.

Для начала необходимо разобраться с терминами, в Вашем случае произошла путаница в терминах. Когда говорят усул ад-дин и противопоставляют его фуру ад-дину под ним (под «усул») подразумевается одно, а когда говорят усул ад-дин и противопоставляют его усул аль-мазхаб, то под ним подразумевается совсем другое.

  • В первом случае имеются ввиду основополагающие вопросы, вопросы убеждений, а не практики. И как следствие этот усул противопоставляется вопросам религиозной практики (молитва, пост, хадж и т.д.). При этом, то, что по данной терминологии мы называем усул ад-дин, может оказаться усул аль-мазхаб, как имамат, например, а может быть и иначе, как например единобожие, которое является усул ад-дин в обоих значениях.
  •  Во втором случает под усул ад-дин (это чаще называют дарурий ад-дин) подразумеваются очевидные для всех мусульманских течений положения веры ислам, например вера в единобожие или пророчество Мухаммада (с), или любовь к Ахл аль-бейт (мир им!). Отрицание этого усуля выводит человека из ислама (ненависть к Ахл аль-бейт (мир им!), например, выводит человека из ислама), а отрицание усуля в первом значении не выводит. А под усул аль-мазхаб (это чаще называют дарурий аль-мазхаб) — те положения веры, которые являются очевидными только в шиизме, например имамат. Отрицание этого усуля не выводит человека из ислама.

Насколько я знаю в этом вопросе нет разногласий, некоторые ученые говорили, что имамат является очевидным для всех исламских течений, называя таким образом это положение усул аль-мазхаб. Но этой точки зрения придерживались очень немногие и их доводы были очень слабыми и были опровергнуты.

Таким образом, имамат является усул ад-дином и усул аль-мазхабом одновременно, но в разных значениях не противопоставленных друг другу.

Думаю нет нужды в доводах и источниках с учетом того, что в Вашем вопросе была очевидная путаница, так как Вы противопоставили усулиддин, подразумевая под ним:

  1. Таухид
  2. Нубувват
  3. Имамат
  4. Адль
  5. Маад

усулю нашего мазхаба, в то время, как они не противопоставлены друг другу. Что касается слов ученых, то все сказанное очень ясно прослеживается из слов покойного сеййида Хои (ра) в его Ат-танкихе:

الثالث : أن أهل الخلاف منكرون لما ثبت بالضرورة من الدين وهو ولاية أمير المؤمنين (عليه السلام) حيث بيّنها لهم النبي (صلّى الله عليه وآله وسلّم) وأمرهم بقبولها ومتابعتها وهم منكرون لولايته (عليه السلام) وقد مرّ أن إنكار الضروري يستلزم الكفر والنجاسة .
وهذا الوجه وجيه بالاضافة إلى من علم بذلك وأنكره ، ولا يتم بالاضافة إلى جميع أهل الخلاف ، لأن الضروري من الولاية إنما هي الولاية بمعنى الحب والولاء

وهم غير منكرين لها بهذا المعنى ، بل قد يظهرون حبّهم لأهل البيت (عليهم السلام) وأمّا الولاية بمعنى الخلافة فهي ليست بضرورية بوجه وإنما هي مسألة نظرية ، وقد فسّروها بمعنى الحب والولاء ولو تقليداً لآبائهم وعلمائهم ، وإنكارهم للولاية بمعنى الخلافة مستند إلى الشبهة كما عرفت ، وقد أسلفنا أنّ إنكار الضروري إنما يستتبع الكفر والنجاسة فيما إذا كان مستلزماً لتكذيب النبي (صلّى الله عليه وآله وسلّم) كما إذا كان عالماً بأن ما ينكره مما ثبت من الدين بالضرورة وهذا لم يتحقّق في حق أهل الخلاف ، لعدم ثبوت الخـلافة عندهم بالضرورة لأهل البيت (عليهم السلام) نعـم ، الولاية بمعنى الخلافة من ضروريات المذهب لا من ضروريات الدين .
هذا كلّه بالاضافة إلى أهل الخلاف

Ат-Танких, том 3, стр. 79-80

Если, все же, Вам нужны будут еще источники или ссылки, то напишите об этом в комментарии к этому ответу.

Познавший العارف‎ Ответил 20.05.2017.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.