Как и при каких обстоятельствах умер пророк Мухаммед (саас)?

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракяту!
Как и при каких обстоятельствах умер пророк Мухаммед (саас)? Он был отравлен? Если да, то как и кем? Благодарю.

Старец الشيخ Спросил 30.11.2016 в История.
Добавить комментарий

Уа алейкумас салам уа рахматуллахи уа баракатух!

Убит или умер:

Данный вопрос является спорным среди историков, но многие ученые, как суннитские, так и шиитские, считают, что он был отравлен.

Шейх Муфид (ра) пишет:

وقبض بالمدينة مسموما يوم الاثنين لليلتين بقيتا من صفر

«Ушел из жизни в Медине отравленным, в понедельник за два дня до окончания Сафара».

Аль-Мукниа, стр. 456

То же самое пишет и Шейх Туси (ра):

وقبض بالمدينة مسموما يوم الاثنين لليلتين بقيتا من صفر

«Ушел из жизни в Медине отравленным, в понедельник за два дня до окончания Сафара».

Тахзиб аль-ахкам, том 6, стр. 2

И Алламе Хилли (ра):

وقبض بالمدينة مسموما يوم الاثنين لليلتين بقينا من صفر

«Ушел из жизни в Медине отравленным, в понедельник за два дня до окончания Сафара».

Мунтаха аль-матлаб, том 2, стр. 887

Эта точка зрения также подтверждается преданиями, например,

وروي عن أبي محمد الحسن بن أمير المؤمنين عليهما السلام أنه قال عند وفاته لجنادة بن أبي امية: مامنا إلا مسموم أو مقتول

Имам Али (мир ему!): каждый из нас или отравлен или убит.

Аль-анварул бахиййа, Шейх Аббас Куми, стр. 322

حدثنا محمد بن موسى بن المتوكل رضي الله عنه قال: حدثنا علي بن إبراهيم بن هاشم عن أبيه عن أبي الصلت عبد السلام بن صالح الهروي قال: سمعت الرضا عليه السلام يقول: والله ما منا إلا مقتول شهيد

Имам Рида (мир ему!): каждый из нас мученик убиенный. (Примечание: В иснаде данного предания недостатков нет).

Уйуни ахбар Ар-Рида, Шейх Садук, том 1, стр. 287

Вопрос о том, кем его светлость был отравлен, также является спорным:

Многие суннитские источники упоминают, что была попытка отравления его светлости еще в Хейбаре иудейкой, то есть, за четыре года до концины его светлости.

Бухари приводит от Аишы:

وقال يونس عن الزهري قال عروة قالت عائشة رضي الله عنها كان النبي صلى الله عليه وسلم يقول في مرضه الذي مات فيه يا عائشة ما أزال أجد ألم الطعام الذي أكلت بخيبر فهذا أوان وجدت انقطاع أبهري من ذلك السم

«От Аишы: Пророк (с) во время своей болезни все время говорил: «О Аиша! Я постоянно чувствовал боль от еды, которую употребил в Хейбаре, а теперь чувстую как разрываются мои артерии (аорта) от этого яда»».

Бухари, Книга 66. Книга военных походов, Глава: Болезнь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его кончина

Но, имеются предания, которые утверждают о том, что попытка была неудачной, например, Муслим от Анаса:

حدثنا يحيى بن حبيب الحارثي حدثنا خالد بن الحارث حدثنا شعبة عن هشام بن زيد عن أنس أن امرأة يهودية أتت رسول الله صلى الله عليه وسلم بشاة مسمومة فأكل منها فجيء بها إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فسألها عن ذلك فقالت أردت لأقتلك قال ما كان الله ليسلطك على ذاك قال أو قال علي قال قالوا ألا نقتلها قال لا قال فما زلت أعرفها في لهوات رسول الله صلى الله عليه وسلم

От Анаса: “(Во время похода на Хайбар) одна иудейка принесла Пророку (с), жареную баранину, в которую она добавила яд, и Посланник Аллаха (с), отведал ее. Ее привели к Посланнику Аллаха (с)” и он спросил ее об этом, она сказала: я хотела убить тебя. Пророк (с) сказал: «Аллах не наделил тебя такой возможностью» или «(властью) надо мной«. Пророка спросили: нам не убивать ее? Ответил: нет!

Муслим, книга Салама, глава: Яд

Как видно из второго предания ей не удалось отравить Пророка (с), а сама эта женщина (Зейнаб Бинт Аль-Харис) почитается суннитами как сподвижница, см. фетва, и как следствие, считается одним из лучших людей.

Таким образом, только Аиша твердила, что его светлость жаловался на отравление в Хейбаре, а она в своих преданиях полного доверия не заслуживает, это доказанный факт, некоторые доводы на это были приведены на этом видео.

Помимо этого, во время болезни его светлости она совершила ряд шагов, которые бросают тень на нее саму, например:

حَدَّثَنَا عَلِيٌّ حَدَّثَنَا يَحْيَى وَزَادَ قَالَتْ عَائِشَةُ لَدَدْنَاهُ فِي مَرَضِهِ فَجَعَلَ يُشِيرُ إِلَيْنَا أَنْ لَا تَلُدُّونِي فَقُلْنَا كَرَاهِيَةُ الْمَرِيضِ لِلدَّوَاءِ فَلَمَّا أَفَاقَ قَالَ أَلَمْ أَنْهَكُمْ أَنْ تَلُدُّونِي قُلْنَا كَرَاهِيَةَ الْمَرِيضِ لِلدَّوَاءِ فَقَالَ لَا يَبْقَى أَحَدٌ فِي الْبَيْتِ إِلَّا لُدَّ وَأَنَا أَنْظُرُ إِلَّا الْعَبَّاسَ فَإِنَّهُ لَمْ يَشْهَدْكُمْ رَوَاهُ ابْنُ أَبِي الزِّنَادِ عَنْ هِشَامٍ عَنْ أَبِيهِ عَنْ عَائِشَةَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Во время болезни (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) мы насильно положили ему в рот лекарство, но он подал нам знак, (желая сказать,) что этого делать не следует. Мы сказали: “(Это потому что ни один) больной не хочет (принимать) лекарства”, но, очнувшись, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Разве я не запретил вам давать мне лекарство?” Мы сказали: “(Мы думали, причина в том, что) больные не любят (принимать) лекарства”, а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Пусть на моих глазах дадут лекарство каждому из присутствовавших в доме, кроме аль-‘Аббаса, ибо его среди вас не было!”»

Бухари, Книга 66. Книга военных походов, глава: Болезнь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его кончина, 1627 (4458).

Ибн Хаджар толкуя слово لَدَدْنَاهُ которое переведено переводчиками на русский язык как «положили ему в рот» пишет:

قوله : ( لددناه ) أي جعلنا في جانب فمه دواء بغير اختياره

«Это слово означает, что они положили ему в рот лекарство без его воли«.

Фатх аль-бари, Аскалани, Книга военных походов, глава: Болезнь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его кончина.

В ввязи со сказанным возникают ряд вопросов:

  1. Почему никто, кроме Аишы не передает жалобы Пророка (с) в связи с отравлением в Хейбаре? Подобное событие не могло остаться незамеченным и стало бы очень известным среди людей. Скорее всего этого не было,  а является очередной выдомкой.
  2. Зачем понадобилось Аише рассказывать людям о том, что его светлость был отравлен 4 года назад? С какой целью?
  3. Почему Аиша со своими людьми (кем могли быть эти люди Вы можете подробно узнать из этой лекции) заставила Пророка выпить «лекарство»?
  4. Почему Пророк (с) так отреагировал после пробуждения? Почему он велел всем тем людям выпить из того «лекарства»? Не потому ли, что Пророк (с), конечно же, знал, что если это яд, то они не выпьют. В любом случае, «сомнение» Пророка (с) после его пробуждения является очень ярким моментом во всей этой истории.

И все эти вопросы наряду со смногими другими фактами, (в их числе:

  1. Расстояние между Хейбаром и кончиной его светлости в 4 года, что делает отравление посредством иудейки маловероятным, а ложь Аишы многовероятной.
  2. Заговор Аишы и ее окружения против Пророка (с) при его жизни (см. лекцию)
  3. Предания о том, что иудейке не удалось отравить Пророка (с).
  4. Война Аишы против Имама Али (мир ему!), и как следствие попытка его убийства, несмотря на всю близость его светлости к Пророку (с). А также ее радость по случаю смерти Имама Али (мир ему!), см. ссылка.
  5. То, что Аиша помешала похоронить внука Пророка Хасана Ибн Али (мир им!) рядом с его дедом. Этот пункт и предыдуший говорят о ее сильной вражде к Пророку (с) и его семейству.)

бросают тень на нее саму.

Конечно, наряду с этим имеются предания, как в шиитских книгах, так и в суннитских, о том, что Пророк (с) был отравлен иудейкой в Хейбаре. Некоторые из этих преданий имеют надежную цепочку передатчиков, но противоречат друг другу по смыслу. Помимо этого, кажется удивительным, что яд подействовал только спустя несколько лет, и это при том, что согласно этим же преданиям от этого яда умер (или умерли) люди из окружения Пророка (с), в чем опять таки имеются противоречия между этими же преданиями.

Одно из подобных преданий приведено в книге Басаир ад-дараджат:

حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ مُحَمَّدٍ عَنِ الْحُسَيْنِ بْنِ سَعِيدٍ عَنِ الْقَاسِمِ بْنِ مُحَمَّدٍ عَنْ عَلِيٍّ عَنْ أَبِي بَصِيرٍ عَنْ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ(ع)قَالَ‌ سُمَّ رَسُولُ اللَّهِ(ص)يَوْمَ خَيْبَرَ فَتَكَلَّمَ اللَّحْمُ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ(ص)إِنِّي مَسْمُومٌ قَالَ فَقَالَ النَّبِيُّ(ص)عِنْدَ مَوْتِهِ الْيَوْمَ قَطَّعَتْ مَطَايَايَ الْأُكْلَةُ الَّتِي أَكَلْتُ بِخَيْبَرَوَ مَا مِنْ نَبِيٍّ وَ لَا وَصِيٍّ إِلَّا شَهِيدٌ

Басаир ад-дараджат, Мухаммад Ибн Хасан Ас-Саффар, стр. 503

Наряду с этими преданиями имеются предания в шиитских источниках прямо или косвенно свидетельствующих, что его светлость был отравлен своими женами:

عن عبد الصمد بن بشير عن أبي عبد الله عليه السلام قال: تدرون مات النبي صلى الله عليه وآله أو قتل ان الله يقول: » أفإن مات أو قتل انقلبتم على أعقابكم » فسم قبل الموت انهما سقتاه [قبل الموت] فقلنا انهما وأبوهما شر من خلق الله

В этом предании Имам Садик (мир ему!) толкует 144 аят суры Семейство Имрана и говорит: «знаете ли вы, умер Пророк (с) или был убит!? Те двое отравили его перед смертью, поэтому мы говорим, что эти двое и их отцы самые худшие из творений Аллаха».

Тафсир Аль-Аййаши, том 1, стр. 200

Толкуя слова «те двое» Файд Кашани пишет:

إنهما سقتاه قبل الموت يعني الامرأتين

«то есть, две его жены».

Тафсир Ас-Сафи, Кашани, Фейд, том 1, стр. 390

Имеются и другие похожие предания, например в Ас-Сират аль-мустаким, том 3, стр. 168:

عن الصادق عليه السلام في قوله: (وإذ أسر النبي إلى بعض أزواجه حديثا ) هي حفصة قال الصادق عليه السلام: كفرت في قولها: (من أنبأك هذا) وقال الله فيها وفي أختها: (إن تتوبا إلى الله فقد صغت قلوبكما ) أي زاغت والزيغ الكفر، وفي رواية أنه أعلم حفصة أن أباها وأبا بكر يليان الأمر، فأفشت إلى عائشة، فأفشت إلى أبيها فأفشى إلى صاحبه، فاجتمعا على أن يستعجلا ذلك يسقينه سما فلما أخبره الله بفعلهما هم بقتلهما، فحلفا له أنهما لم يفعلا، فنزل (يا أيها الذين كفروا لا تعتذروا اليوم

В этом предании говорится, что те двое со своими отцами сговорились отравить его светлость Пророка (с).

Итог: имеются большие разногласия по данному вопросу. Есть предположение, что его светлость был отравлен в Хейбаре, а также другое, что он перед смертью был отравлен своими женами. Вторая кажется более правдоподобной, в особенности с учетом противоречий в преданиях об отравлении иудейкой.

Аллах Знающий!

Познавший العارف‎ Ответил 15.12.2016.
Добавить комментарий

Ва алейкума салам ва рахматулла ва баракатух,

Шейх Садук пишет:

واعتقادنا في النبي صلى الله عليه وآله وسلم أنه سم في غزوة خيبر ، فما زالت هذه الأكلة تعاده حتى قطعت أبهره  فمات منها.
И мы верим в то, что Пророка (Да благословит его Аллах и его семейство) отравили в битве Хайбар, и яд был в нём, пока полностью не уничтожил его аорту, отчего он и умер. [«аль-И’тикадат фи Дин аль-Имамийа», стр. 97]

Этого же мнения придерживается и Великий Сейид аль-Хаким:

В книгах по истории упоминается, что Пророк (мир ему и его пречистому семейству) был отравлен иудейской женщиной в селении Хайбара. Его здоровье восстановилось в последствии, но, то же самое заболевание вернулось и привело к его смерти. Аллах знает лучше. [«Истифтаат», вопрос №4]

Однако есть и другая версия, что Пророка (Да благословит его Аллах и его семейство) отравили Аиша и Хафса, как пишет об этом Алламе Маджлиси в «Хайат аль-Кулюб».

ИншАллах брат Курбан ответит более подробно.

Наставник الأستاذ Ответил 15.12.2016.
Добавить комментарий

Ваш ответ

Размещая свой ответ, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами пользования.